Investar.by

Войти или зарегистрироваться

Добавить Объект
Версия для печати

Банки и финансы

Банковская система

Национальная банковская система Беларуси является динамично и эффективно развивающимся сектором экономики, которая формируется в соответствии с задачами социально-экономического развития и учетом международных стандартов и правил.

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального Банка Республики Беларусь и иных банков, в том числе банков с участием иностранного капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь.

Первый уровень:

Национальный банк Республики Беларусь. Он выполняет функции центрального банка страны: осуществляет государственную регистрацию и регулирование деятельности банков, лицензирование банковской деятельности, регулирование кредитных отношений и денежного обращения, определение порядка расчетов и исключительное право эмиссии денег.

Национальный банк взаимодействует с МВФ с момента принятия Беларуси в эту международную финансовую организацию (1992 г.). С 1996 г. он входит в Группу банковских надзорщиков из стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE Group), которая является региональной структурой Базельского комитета по банковскому надзору, а также проводит работу по установлению и развитию контактов и информационного обмена с органами банковского надзора зарубежных стран.

Второй уровень:

Коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. На 1 ноября 2010 г. банковский сектор включал 31 банк. Иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 25 банков, в 8 из которых он составлял 100 процентов.В 2008 году зарегистрировано 4 банка, из них 3 банка с преобладающим участием иностранного капитала: ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" (Великобритания, Нидерланды, США и другие инвесторы), ЗАО "Цептер Банк" (Швейцария), ЗАО "ТК Банк" (Иран).

Минимальный размер уставного фонда для регистрации коммерческого банка составляет 5 млн. евро. Который должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации.

Правовые основы функционирования банковской системы заложены в Банковском кодексе Республики Беларусь и нормативно-правовых актах Национального банка. Данное законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков (небанковских кредитно-финансовых организаций). 

Доходы коммерческих банков в Беларуси формируются из:

  1. процентные доходы – 64,04%
  2. комиссионные доходы – 24,25%
  3. доход по операциям с иностранной валютой – 3,29%
  4. доход по операциям с ценными бумагами – 0,18%
  5. доход в форме дивидендов –0,04%
  6. прочие доходы – 8,2%

 Защита вкладов

В 2008 году в Беларуси появились два новых документа, регулирующих порядок сохранности сбережений граждан: Закон Республики Беларусь «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и Декрет Президента Республики Беларусь «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)».

В соответствии с ними была создана новая система гарантирования вкладов, в основу которой легло создание Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Таким образом, действующая система в Беларуси гарантирования вкладчиков обеспечивает вкладчикам главное - уверенность в том, что их деньги не пропадут. Даже если сам банк не сможет их возвратить клиенту, это сделает специально созданное для этой цели Агентство по возмещению вкладов. В настоящее время на учете в агентство приняты 26 коммерческих банков, то есть все те, которые могут привлекать вклады от населения.

При создании Агентства его капитал составлял всего 275 млрд. белорусских рублей. Он был сформирован преимущественно из средств гарантийного фонда, которые были переведены на счета агентства, а также из взносов Правительства и Нацбанка. В будущем планируется увеличить капитал Агентства до 5% от всех вкладов населения.

Агентство аккумулирует взносы банков, из которых и формируется резерв для выплат по вкладам. Для этого каждый банк, который имеет специальное разрешение на прием вкладов населения, должен стать на учет в Агентство. При вступлении в него кредитные учреждения уплачивают учетный взнос. В последующем банки каждый квартал обязаны уплачивать календарные взносы. Агентство информирует банки о соотношении размера своего резерва и общей суммы привлеченных банками вкладов физических лиц. Деньги, которые накапливаются в результате отчислений банков, Агентство не просто держит на своих счетах, а вкладывает в ценные бумаги Национального банка и Правительства.

На сегодня согласно действующему законодательству в Беларуси действует стопроцентная гарантия сохранности сбережений независимо от суммы вклада. Следует также уточнить, что Агентство обязано возместить не только сам вклад, но еще и доход по нему, то есть всю сумму депозита вместе с набежавшими процентами. Причем так как средства граждан могут быть размещены как в белорусских рублях, так и в валюте, то и возмещаться будут в валюте договора. Возмещению подлежат как средства физических лиц на срочных вкладах, так и на любых других счетах в банке.

Стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день в мире найдется немного стран, в которых государство гарантировало бы полный возврат вкладов. Стопроцентное гарантирование сохранности вкладов существует с недавнего времени только в Австрии, Германии, Греции, Ирландии и некоторых других странах. В число этих стран входит и Беларусь.

Доходы населения от начисления процентов по банковским депозитам согласно действующему белорусскому законодательству освобождены от налогообложения. Доходы предприятий от начисления процентов по остаткам денежных средств на расчетных счетах фиксируются в бухгалтерском учете в качестве внереализационных доходов и облагаются налогом как на обычную выручку в установленном порядке.

К последним новостям банковского сектора можно отнести планируемую государством продажу 25% + 1 акция в уставном фонде ОАО «Паритетбанк». В качестве возможного покупателя рассматривается Европейский банк реконструкции и развития.

Так же активно готовится сделка по продаже контрольного пакета акций ОАО "Белинвестбанк". Здесь государство в качестве покупателя желает видеть стратегического инвестора, например какой-то крупный европейский банк. 

Белорусский фондовый рынок

Основная инфраструктура по развитию в Беларуси фондового рынка была создана еще в середине 1990-х годов. В стране функционирует Белорусская валютно-фондовая биржа. За развитие фондового рынка в Беларуси отвечают такие государственные органы власти, как Национальный банк Республики Беларусь, Комитет по Ценным бумагам Республики Беларусь, Республиканский Центральный Депозитария по Ценным бумагам Республики Беларусь. В стране создана достаточно мощная информационно-аналитическая система, освещающая итоги обращения выпущенных в стране ценных бумаг, информацию о деятельности эмитентов и участников рынка ценных бумаг, новости фондового и финансового рынков Республики Беларусь.

Одна из основных причин неразвитости в стране фондового рынка является то, что Беларусь остается одной из немногих постсоциалистических стран, где еще не была проведена полноценная приватизация государственной собственности. Доля госсектора в структуре экономики страны составляет по разным оценка 60-70%. Однако по мнению большинства белорусских аналитиков в скором времени в Беларуси начнется масштабная приватизация и профессиональные участники рынка ценных бумаг Беларуси наконец-то получат возможность зарабатывать на национальном фондовом рынке.

Таким образом, благодаря созданной инвестиционной инфраструктуре и потенциалу национальной экономики появляются хорошие перспективы для вхождения иностранных инвесторов на стратегически важный рынок Республики Беларусь, имеющий выгодное географическое положение и высокий уровень развития человеческого капитала.